Школа дизайна Вечернее отделение. Старт 18 ноября

Статьи

Жданухин Д. PR-сопровождение взыскания долгов: мифы и реальность

Жданухин Д. Генеральный директор Центра развития коллекторства, канд. юрид. наук

В современной ситуации растет актуальность новых методов взыскания долгов, т.к. обычные юридические и переговорные технологии, а также использование «связей» в правоохранительных органов, зачастую не эффективны. Одной из новых оригинальных методик, о которой уже достаточно много написано, является PR-сопровождение взыскания долгов, часто называемое в качестве основы корпоративного коллекторства, т.е. комплексного формализованного преимущественно внесудебного взыскания долгов организаций.

Одновременно с постепенным распространением и развитием PR-сопровождения взыскания долгов появляются различные мифы и заблуждения относительно этой технологии. Дело в том, что под одним и тем же термином люди с различным опытом понимают разное, а формирование стандарта еще только начинается. Попытаемся выделить основные мифы, касающиеся использования информационных (PR) технологий для сбора задолженности, и при их рассмотрении в очередной раз обратим внимание на важнейшие моменты, обеспечивающие эффективность такого подхода к коллекторской работе.

Итак, мы предлагаем обратить внимание на следующие мифы:

  • PR-сопровождение – это маркетинговый ход для продвижения коллекторских услуг или способ привлечения внимания к отдельным взысканиям без особого «взыскивающего» эффекта (миф о бесполезности).
  • PR-сопровождение может сработать только с публичными должниками, которые явно заботятся о своей репутации (миф об ограниченности).
  • PR-сопровождение – это максимально широкое и громкое распространение порочащей информации, работа со СМИ, а значит дорого (миф о затратности).
  • PR-сопровождение часто вызывает реакцию в виде исков о защите чести, достоинства и деловой репутации либо заявления о клевете и вымогательстве (миф об опасности).
  • PR-сопровождение очень сложно и без команды профессионалов его не организовать (миф о сложности).

Разберемся с каждым из этих представлений в отдельности.

Миф о бесполезности

Мнение о том, что PR-сопровождение взыскание – это просто PR коллекторских услуг и лиц, которые их оказывает, достаточно распространено. Самым лучшим способом демонстрации ошибочности такого представления, точнее, его однобокости, т.к. маркетинговый эффект PR-сопровождения конкретных взысканий нельзя отрицать, являются истории успешных взысканий. Таких историй достаточно много, но стоит отметить, что чаще всего эффективное взыскание основано на угрозе PR-сопровождения, на не реализации этой угрозы, тем более, в публичном пространстве. В отдельных случаях должник понимает серьезность вероятных негативных последствий в момент точечного информирования, т.е. сообщения информации контрагентам, объединениям предпринимателей, специфическим контролирующим органам.

Разбирая данный миф, стоит отметить, что технологии корпоративного коллекторства, основанные на информационно-репутационном воздействии, эффективны, прежде всего, в ситуациях, когда у фактических владельцев организации-должника (пусть даже уже бросивших это юрлицо) есть возможность погасить долг без продажи всего бизнеса или активов либо их существенной части. Особняком стоят случаи, когда организация-должник или группа компаний готовится к продаже. В такой ситуации, владельцы должника понимают, что информация о наличии долговых проблем, пусть часто связанных с «техническими» компаниями, может стать поводом для снижения покупной цены. Соответственно, поиск средств для погашения задолженности идет очень активно.

Примером проведения PR-сопровождения взыскания в период «предпродажной подготовки» компании-должника является дело Телефон.ру. Коллекторское агентство Центр ЮСБ вело взыскание крупной суммы (около 20 млн. долларов) и в сообщениях о покупке Телефон.ру компанией МТС отмечалось, что часть покупной цены (около 25 млн. долларов) будет выплачена через год после сделки при отсутствии каких-либо неизвестных на момент заключения договора проблем.

Стоит отметить, что в тех случаях, когда у должника надо законно забрать существенную часть активов, PR-сопровождение превращается в вспомогательный инструмент и ориентировано на сдерживание возможных злоупотреблений со стороны должников, в том числе, коррупционных. Например, приставы, получив уведомление о PR-сопровождении исполнительного производство, которое сразу ставится на контроль Управлением ФССП по региону, т.к. пресс-служба отсутствует на уровне отделов, а имеется только в управлении, вряд ли будут рассматривать варианты «договоренностей» с должником. В отдельных случаях PR-сопровождение сложных юридических процессов включается в себя ее научно-консультационную составляющую, т.е. в проблемных случаях от известных ученых получается научно-консультационное заключение о возможных вариантах действий, которое становится или «советом», если правоохранители готовы к нему прислушаться, или «миной», которая «оттенит» необоснованность ангажированного решение при его обжаловании.

Миф об ограниченности

Представление о том, что PR-сопровождение взыскание актуально для работы с долгами публичных крупных компаний, вполне естественно. Оно рождается из буквального понимания PR-сопровождения при отсутствии понимания алгоритма планирования взыскания, в рамках которого расширяется представления о ситуации, находятся «ключевые точки», моделируется возможное поведение оппонентов и разрабатывается программа действий. Можно сказать, что основной агоритм планирования взысканий был назван PR-сопровождением с изрядным упрощением, просто, не было термина для краткого обозначения применения преимущественно информационного, а не юридического воздействия. Когда люди слышат о PR-сопровождении взыскания для адекватности понимания необходимо сообщать, что речь может идти о точечном инфомировании, точнее сначала даже его возможности, продемонстрированной должнику.

Логика у тех, кто находится во власти этого мифа проста: PR воздействует на репутацию, доброе имя и для тех, кто эти вещи не важны не действенен. Однако такое понимание репутации узко, т.к. контрагенты любых предпринимателей имеют какое то представление о них и могут прореагировать негативным для вашего должника образом даже зная о том, что он «кидает» других контрагентов. Условно говоря, поставщики даже самого не публичного ИП, при получении информации о его долговых проблемах и возможном взыскании с него долгов, могут затеять разговор о предоплате или повышении цены. В некоторых случаях ключевым для непубличного должника контрагентам можно объяснить, что в результате юридических и мер у должника просто не будет средств, чтоб исполнить обязательства перед ними.

Миф о затратности

Отчасти к развенчанию мифа о затратности относится то, что мы написали о точечном информационном воздействии. Система писем контрагентам, объединениям предпринимателей, где состоит должник, и специфическим контролирующим органам создается без особых затрат. Особенно, если поиска информации используются возможности сети Интернет, а не помощь знакомых в «органах» (хотя мы понимаем, что в сложных случаях на сбор информации можно потратиться).

Действительно, в некоторых случаях и взыскивающий, и маркетинговый эффект PR-сопровождения будет максимален, если происходит выход в публичную плоскость через СМИ (непосредственно иди через пресс-конференции). Однако бюджет хорошей пресс-конференции в Москве может составлять около ста тысяч рублей, а это не намного больше, чем некоторые специфические PRщики и журналисты просят за подготовку материала для Компромат.ру. Также стоит учитывать, что в случае, если новость о взыскании действительно интересна за нее бесплатно ухватятся и ведущие деловые СМИ (достаточно вспомнить публикации о начале взыскания с Бананы-мамы, Телефон.ру, ООО «Филипп Киркоров Продакшн» и др.).

Миф об опасности

Миф о том, что должники, столкнувшись с PR-сопровождением, сразу обратятся в суд и в правоохранительные органы очень распространен, но среди тех, кто знает об этих методиках понаслышке или использует PR без опоры на алгоритмы корпоративного коллекторства. Участвовав в сотнях взысканий, я чрезвычайно редко сталкивался с какими-либо исками или заявлениями в милицию, хотя поначалу многие должники блефуют и обещают «засудить». Однако, когда они понимают, что «засудить» особо не за что, т.к. все сообщения проходят тщательную юридическую экспертизу (если факты не доказаны, то выражается мнение, используется угроза распространения сведений, которые могут причинить вред только незаконному интересу должника и т.д.). Также стоит учесть, что иски, жалобы и заявления могут стать информационными поводами и усилить PR-сопровождение.

Миф о сложности

Часто PR-сопровождение представляют как очень сложную технологию. Однако, если мы фиксируем, что речь идет о технологии, то это значит, что определенный алгоритм действий может быть использован для решения конкретных задач разными людьми. Один из критериев технологичности – возможность передачи в рамках обучения. Семинаров, на которых рассматривались технологии PR-сопровождения, проведено уже достаточно много и есть примеры организации информационно-репутационного воздействия сразу после обучения на основе полученных рекомендаций.

Действительно накопление опыта, наработка связей со СМИ и другие факторы помогают проводить PR-сопровождение более эффективно, но четко использовать алгоритм PR-сопровождения может даже начинающий специалист по взысканию долгов.


Будем надеяться, что работа с мифами поможет развитию PR-сопровождения взыскания, а через некоторое время мы будем обсуждать уже другие сложные моменты с учетом новых и ярких взысканий.